Художники Швеции

Швеция – страна удивительной красоты: сдержанной и величественной. Спокойные берега Ботнического залива и живописные острова юга, тундра Лапландии и лесистые скалы Норботтена, множество диких животных и огромная озерная система поражают воображение. Именно здесь жили и творили знаменитые шведские художники, прославившие свою маленькую северную страну во всем мире: Свен Рихард Берг, Кристиан Эрикссон, Густав Роберт Хегфельдт, Эрнст Иозефсон и многие другие.

Национальная живопись Швеции берет свое начало в XVII веке. Получают развитие следующие виды художественных жанров: портретный, пейзажный, анималистический. Отцом-основоположником шведской живописи считается Давид Клекер фон Эренштраль (1628—1698), немецкий художник, приглашенный в Швецию в Каролинскую зпоху. Его работы отличались громоздкостью и аллегоричностью, свойственными немецкой живописи того времени. На своих портретах Клекер нередко изображал представителей аристократии, при этом улавливал и подчеркивал характерные черты личности изображаемых людей, не скрывая порой их ограниченность, грубость и чванство (Портрет Ван дер Линде, 1661 год). В то же время существенный пласт творчества фон Эренштраля посвящен изображению обычных людей. В собрании картин Грипсхольмского замка есть изображенный им портрет трактирщика Медеви с сыновьями (1689), а также портрет старика Пера Ольссона, бывшего вождем сословных представителей крестьянства (1686).

До 50-х годов XIX века изобразительное искусство Швеции в своем развитии отставало развития живописи в центральной Европе. Постепенно, во многом благодаря влиянию французской живописи начинает развиваться и шведское изобразительное искусство. К середине ХХ века оно достигает своего расцвета.
Завтрак под берёзой Carl Larsson
Карл Улоф Ларссон (1853-1919) является одним из самых знаменитых художников Швеции. На своих полотнах он предпочитал изображать жизнь своей семьи, светлую, яркую, веселую. В альбомах «Спадарфет, наше загородное имение», «Наш дом» отражается внутренний мир художника, его концепция жизни. Из-под его кисти вышли такие картины, как «Завтрак под березой», «Сочельник». В 1909 году благодаря книге «Дом под солнцем», получившей огромнейшую популярность, Ларссон стал широко известен. Тот самый «дом под солнцем» – это его дом, в котором он прожил полную счастливых мгновений жизнь со своей женой и восьмью детьми, сейчас является музеем.

Существенный вклад в развитие не только шведской, но и западноевропейской живописи в целом, внес Андерс Леонард Цорн (1860—1920), чье искусство развивалось под влиянием импрессионизма. Цорн создавал свои работы с удивительно легкой виртуозностью подлинного таланта. Его смелые широкие мазки превращались в шедевры искусства («Тост» 1897, «Танец в Иванову ночь» 1897, «Девушки в бане» 1906). Художник много путешествовал, работал в Англии, Турции, Франции, Северной Африке, Италии. Но истинное вдохновение он получал в родной Швеции, чьих жителей он знал и понимал как самого себя. Его картина «Хлеб наш насущный» (1886), выполненная в акварели, является ярким примером умения Цорна описывать характер изображаемых на картинах людей с помощью мелких деталей. Постепенно основой творчества Цорна становится изображение обнаженного женского тела. Примерами являются картины «Идилия», «Купание у скал», «Холодная пора». Правда, не всегда творчество Цорна получало достойную оценку. Одно время его работы воспринимались слишком буквально и поверхностно, считались модой и даже оказывали дурное влияние на последователей его широкой «размашистости кисти».

Ярким представителем шведского символизма является Эуген Фредерик Янсон (1862-1915). Однако, при жизни он так и не получил признания. Основываясь только на своих наблюдениях, художник создавал картины, используя сочетание цвета и света. Он одним из первых начал изображать сумерки, используя глубокие синие тона. В течение 10 лет Янсон писал панорамы Стокгольма, никогда при этом не делая набросков. Многие свои работы Янсон назвал «Ноктюрн» в честь любимого композитора Шопена. Примерами его работ являются картины «Хорнсгатан», «Восход над крышами», «Риддарфьорд, Стокгольм».

В творчестве художников Швеции большую популярность имел также и портретный жанр. В пейзажной живописи четко прослеживается влияние не идеализма, а реализма – художники стремились показать облик родной природы, суровой, величественной и прекрасной в её естественной красоте.

Категория: Знаменитости

Оставить комментарий