Ингмар Бергман — лучший шведский режиссёр на все времена

14 июля 1918 года в шведском городе Упсала в семье строгого лютеранского пастора на свет появился будущий режиссер, сценарист, писатель Эрнст Ингмар Бергман.

В 1937 году Бергман поступил в университет в Стокгольме для изучения истории литературы и искусства.

Еще будучи студентом, Бергман начал пробовать свои силы в качестве театрального режиссера и драматурга. Окончив университет, он работал режиссером в городском театре Хельсингборга.

В марте 1943 года состоялась свадьба Ингмара Бергмана и двадцатипятилетней актрисы Элс Фишер.

В 1944 году произошел дебют Бергмана в кино в качестве сценариста фильма «Травля», режиссером которого был А. Шеберг. Позже было создано еще несколько сценариев.

В 1945 году Ингмар развелся с Элс Фишер и женился на талантливом хореографе Эллен Бергман.

В этом же году Бергман дебютировал в фильме «Кризис». Также к ранним работам Бергмана относятся такие фильмы как «Музыка во тьме» (1947 год), «Корабль в Индию» (1947 год), «К радости» (1949 год), «Жажда» (1949 год). Лейтмотивом его первых картин является борьба молодого человека сложной судьбы с жестоким внешним миром.

Ингмар Бергман. Шведский режиссёр

В 1950-х годах фильмы Ингмара Бергмана начали приобретать мировую известность. В 1953 году вышел «Вечер шутов», в 1956 – «Седьмая печать» (премия кинофестиваля в Каннах), в 1957 – «Земляничная поляна», в 1959 ­– «Девичий источник» (премия «Оскар»).

В 1951 году Бергман вступил в брак с журналисткой Ган Грут. Однако в 1953 году этот союз распался из-за романа режиссера с актрисой Харриет Андерссон.

В 1959 году Ингмар Бергман женился на успешной пианистке Кэби Ларетеи. Как раз тогда он глубоко и профессионально увлекся музыкой. Блистательной режиссерской победой стала постановка оперы Стравинского — Одена «Похождения повесы» (1961 год).

Творчество Бергмана шестидесятых годов с особой силой пронизано поиском истоков одиночества, темами незащищенности человека в мире без веры, смысла, любви. Начало десятилетия ознаменовалось созданием тематической трилогии: «Как в зеркале» (1960 год), «Причастие» (1962 год) и «Молчание» (1963 год, премия «Оскар»). Позже были фильмы «Час волка» (1965 год), антиутопия «Стыд» (1967 год), картины «Страсть» (1968 год), а также «Шепоты и крики» (1971 год).

1970-е годы характеризовались для Бергмана усилением социальных и политических мотивов. Значительный отклик в обществе вызвала постановка фильмов «Сцены из супружеской жизни» (1972 год) и «Лицом к лицу» (1975 год). В 1976 году был снят фильм «Змеиное яйцо» о вызревании фашизма в Германии.

Осенью 1971 года Бергман женился на Ингрид ван Розен. Это был его пятый брак.

В 1980-х годах в творчестве режиссера стало преобладать утверждение семейных ценностей. Именно в рамках семьи развернулось действия фильма «Осенняя соната» (1977 год), а позднее и масштабной эпопеи «Фанни и Александр» (1982 год), которая стала самым дорогим фильмом в истории шведского кино.

Весной 1995 года Ингрид Бергман умерла от рака. После ее смерти Ингмар Бергман жил в уединении на острове Форё и только иногда общался с близкими.

Ингмар Бергман — отец девяти детей, большинство из которых также связали свою жизнь с искусством.

Творческое наследие Бергмана также более чем велико. В общей сложности с 1946 по 1986 годы им было снято более сорока фильмов. На театральных сценах Ингмар Бергман поставил более 70 спектаклей, им были выполнены многочисленные постановки на телевидении и радио. Последний фильм Ингмара Бергмана — «Сарабанда» — был создан в 2003 году.

Ингмар Бергман скончался 30 июля 2007 года. Это произошло в его доме на небольшом шведском острове Форё.