Рецензия на голливудский фильм «Девушка с татуировкой дракона»

Трилогия Стига Ларссона «Миллениум», описывающая историю жизни молодой неформалки Лисбет Саландер, стала мировым бестселлером. При этом начальная книга трилогии — «Мужчины, которые ненавидят женщин» — является в первую очередь детективной историей, которую распутывают журналист Микаэль Блумквист и та самая Лисбет Саландер, обладающая фотографической памятью и большим талантом в сфере компьютерных технологий.

По слухам, Стиг Ларрсон планировал создать целую серию детективных историй с участием этих персонажей, но умер, успев написать лишь три книги. Успех литературного произведения привлек к трилогии внимание кинематографистов. В 2009 году шведский режиссер Нильс Оплев экранизировал все три романа Ларссона. Фильм «Мужчины, которые ненавидят женщин» стал известен не только в Швеции, но и во всем мире, причем в зарубежном прокате он приобрел более живописное название — «Девушка с татуировкой дракона».
Девушка с татуировкой дракона
В 2011 году первая книга трилогии была повторно экранизирована, в этот раз в Голливуде — Дэвидом Финчером – режиссером, снявшим немало напряженных триллеров («Семь», «Комната страха», «Зодиак»). Фильма, созданного маститым режиссером, ждали с нетерпением, отчасти и для того, чтобы сравнить его со шведским оригиналом. Стоит отметить, что несмотря на удачный кастинг, американские актеры несколько проигрывают своим европейским коллегам. Лисбет Саландер в исполнении Нуми Рапас выглядела более достоверной и реалистичной в шведской версии фильма.

При этом надо отдать должное начинающей актрисе Руни Мара, сыгравшей в картине Финчера, так как выложилась она на все сто процентов. Не отстал от нее и Дэниэл Крэйг, получивший в экранизации роль журналиста Блумквиста: ироничный и вдумчивый, он является точной копией своего прототипа из романа Стига Ларссона. Благодаря великолепной актерской игре и блестящей режиссуре фильм держит зрителей в напряжении до самого конца.

Дэвид Финчер не зря считается режиссером, способным создавать качественное и зрелищное кино. Несмотря на то, что фильм в некоторых местах отступает от истории, описанной в книге, он всё же производит сильное впечатление благодаря продуманному визуальному ряду и созданию меланхоличной, и даже несколько мрачной атмосферы. Именно благодаря этому удается передать драму нескольких человек, описанную в романе — драму, в которой тесно переплелись жизни людей и истории нескольких поколений.

Стоит отметить, что образы героев книги являются по-настоящему сложными и неоднозначными: Лисбет Саландер, которую насилует её опекун, назначенный ей из-за наличия у неё психиатрического диагноза; Микаэль Блумквист, осужденный судом за клевету на известного предпринимателя; миллионер Хенрик Вангер, 40 лет назад потерявший любимую племянницу и надеющийся, что Саландер и Блумквист смогут разыскать её убийцу. Актеры, как в шведском, так и в американском фильме, отлично справились со своей задачей.

При сравнении двух версий фильма «Девушка с татуировкой дракона» можно заметить, что шведская картина является более жёсткой и натуралистичной, пугающей зрителей откровенными сценами насилия. Фильм Финчера в этом плане является более сдержанным – режиссер старается не затягивать неприятные моменты и показывает их без леденящих кровь подробностей.

При этом американская версия всё же полностью передает атмосферу романа. Благодаря тому, что режиссеру удалось создать необходимое напряжение, фильм смотрится на одном дыхании. Дэвид Финчер в очередной раз продемонстрировал миру зрелищный и реалистичный триллер, которому, несомненно, уготован большой успех.