Образовательная система Швеции: качество образования ухудшается, назрели реформы

Современный этап шведского образования начался в 1950 году, когда было введено всеобщее среднее образование. С конца семидесятых годов прошлого века образовательная система Швеции имеет централизованное управление и единые учебные программы.

Образование Швеции отличается большой демократичностью. Большая роль отведена тому, чтобы дети были независимы, могли делать сознательный выбор, принимали ответственность за свои поступки. Высоко ценится у учащихся критическое мышление и инициативность.

Начальное образование в Швеции

Государственное обучение детей начинается в трёхлетнем возрасте с поступления в детский сад. Максимальная наполняемость групп, в отличие от российских дошкольных образовательных учреждений, составляет всего 5-6 человек. Изначально к ребёнку относятся как к равной самостоятельной личности, стараются меньше навязывать решения взрослых.

Школьное образование в Швеции является полностью бесплатным. Государство оплачивает горячее питание школьников, покупку учебников и канцелярских принадлежностей.

Существуют и частные школы, но уровень знаний в них не лучше, чем в государственных.

шведские школьники

Среднее шведское образование

Среднее школьное образование в Швеции состоит из двух этапов:

  1. учеба в общеобразовательной школе (Grundskola),
  2. изучение дисциплин в средней школе высшей ступени.

Обучение в общеобразовательной школе Швеции является обязательным и длится девять лет. Структура ступеней средней школы сходна с российской:

  • начальная – 1-3 классы.
  • промежуточная 4-6 классы.
  • старшая – 7-9 классы.

Вплоть до 6-го класса обучение ведёт один преподаватель. С 5-го класса промежуточной ступени по возможности обучение мальчиков и девочек проходит раздельно.

При переходе в старшие классы учащимся предоставляется возможность выбора дополнительных дисциплин. В Швеции, в отличие от привычной для нас системы обучения, на первых двух ступенях оценки не выставляются вообще, что скорее является «минусом» шведской системы образования, так как в течение 7 лет родители не имеют возможности оценить успехи или проблемы в обучении своего ребёнка. Учитель сообщает родителям о неуспеваемости или плохом поведении ребенка только в исключительных случаях.

Также отсутствуют выпускные экзамены. Обучение в гимназии (высшей интегрированной школе) продолжается не на основе успеваемости, а в зависимости от интересов ребенка или желания его родителей. На сегодняшний день обучение в гимназии выбирают около 97% школьников. Учащимся предлагается около 26 образовательных программ; переход из одной программы в другую практически не ограничен.

Учебные программы образовательной системы Швеции имеют различную продолжительность и включают три основных направления:

  • профессиональные программы – 1 год.
  • технические – 2 года,
  • академические – 3 года.

Последние два направления выбирают те учащиеся, которые планируют поступить в ВУЗы.

Грамотность шведских школьников снижается

В 2012 году в школах Швеции были проведены два международных теста: о навыках чтения у четвероклассников (PIRLS), о познаниях в математике, естественных науках у учеников четвёртых классов и об уровне знаний восьмиклассников по тем же дисциплинам (TIMSS). Общие оценки теста оказались безрадостными. Школьники Швеции считают и читают хуже, чем читают и считают школьники в других странах Европы с таким же уровнем экономического развития. Прошедший ранее общеевропейский тест охватил 300 тысяч учащихся из более чем 50 стран. Непосредственно в Швеции тестированием было охвачено приблизительно 10 000 четвероклассников и восьмиклассников из 152 школ.

Надо отметить, что в области естественных наук скандинавские школьники выше среднеевропейского уровня. По сравнению с 2007 годом, когда Швеция впервые приняла участие в подобного рода тестировании, знания стали более качественными. Знания по математике для учащихся четвёртых классов не изменились. Они стали хуже, чем уровень у соседей (Финляндия и Дания), а значит ниже среднеевропейского. Навыки чтения в этой возрастной группе заметно снизились, а понимание прочитанного хромает на обе ноги.

Если в 2001 году Швеция по итогам «Исследования качества чтения и понимания текста» (PIRLS) была в лидирующей тройке ведущих европейских стран, то к 2006 году навыки чтения ухудшились. Более того, по итогам последнего тестирования тенденция снижения уровня навыков чтения ещё более заметна. У учащихся восьмых классов картина не лучше. Математические познания школьников восьмых классов на уровне 2007 года, но ниже общеевропейских.
шведский алфавит
Подводя предварительные итоги приведенных выше тестов, министр образования Швеции Ян Бьерклунд высказался в том смысле, что эти тесты ещё раз свидетельствуют о снижении общеобразовательного уровня в школах Швеции за первую декаду нулевых. В связи с этим реформа школы стала абсолютно актуальной.

Прозвучало мнение о законодательном изменении учебных планов применительно к начальным школам. Предполагается увеличить курс математики в начальной школе на 120 часов. На сегодняшний день в учебных планах — 900 часов. Реформа школы должна была вступить в действие с осени 2013 года. На неё планировалось выделить 500 млн шведских крон.

iPad спасёт сельские шведские школы

ipad-pupil
Планшетные компьютеры могут заполнить кадровые пробелы в сельских общинах на севере Швеции, так как власти ищут возможность сохранить сельские школы в условиях нехватки квалифицированных преподавателей. Администрация муниципалитета в Вестерботтен ищет способы обучения 95 учеников в общинах Грано, Тваролунд, Халлнас и Омселе.

«Самая маленькая школа насчитывает около 7 учеников» — говорит председатель одного из муниципалитетов Ева-Мэй Карлссон. «У нас есть преподаватели с большим опытом, но они должны получить новые лицензии, а этот процесс может занять некоторое время». Лицензии для учителей были введены правительством как попытка укрепить качество преподавания в Швеции, но это вызвало ряд административных проблем, решить которые могла бы модернизация технологий обучения.

Карлссон сказала, что муниципалитеты в настоящее время осваивают идею использования планшетных компьютеров в первую очередь для изучения английского языка или математики. Если эту идею применить на практике, то планшетные компьютеры для оказания помощи учителям могли бы служить моделью для других сельских общин, которые хотели бы сохранить сельские школы. Это также может избавить очень маленьких детей от того, чтобы ездить на длинные расстояния в школу каждое утро.

Карлссон однако подчеркнула, что планшеты всё равно не смогут полностью заменить учителей в сельских школах.