SAAB: история успеха

Знаменитый SAAB появился в тридцатых годах прошлого века, как придуманный шведским правительством способ защитить нейтралитет государства в маячившей на горизонте войне в Европе. Материальными и людскими ресурсами маленькая страна похвастаться не могла, поэтому создание предприятия по выпуску современных боевых самолетов Svenska Aeroplan Aktiebolaget стало скорее осознанной необходимостью, чем попыткой выделиться на фоне прочих монстров военной индустрии.
Старый логотип SAAB
Девиз «Первым делом – самолеты» к концу войны постепенно утратил свою актуальность, и руководство завода стало задумываться о послевоенной жизни предприятия. Поначалу были попытки строить катера, грузовики и даже выпускать домашнюю утварь, но вскоре стало ясно, что удержаться на плаву поможет совсем иная концепция развития. Так появилась генеральная линия, направленная на выпуск легковых авто, доступных широкому кругу послевоенных поклонников прогресса.

Выделиться из толпы

Новым направлением поручили руководить знаменитому конструктору авиазавода, который раньше разрабатывал рисунок крыла. Гуннар Люнгстрем и пришедший ему на помощь Сикстен Сасон – маэстро национального промышленного дизайна – и придумали самую первую модель SAAb, которая до сих пор считается непревзойденной себе подобными.

Первой послевоенной осенью начались работы по созданию серийного автомобиля. Пока дизайнер Сасон делал наброски общих очертаний будущего шедевра отечественного автопрома, пытливый инженерный ум Люнгстрема выискивал вместе с бригадой инженеров особенности строения коробки передач немца DKW Reichsklasse, которая и стала прототипом трансмиссии SAAB 92.
SAAB вырос из авиации

Первые победы

Дизайн новорожденного автомобильчика назвали интеллектуальным. Возможно, это случилось потому, что форма кузова в профиль напоминала авиационное крыло в разрезе. Или потому, что коэффициент аэродинамического сопротивления получился настолько низким, что до сих пор автомобильные конструкторы снимают шляпы перед Люнгстремом и Сасоном, которые делали свой первый образец на глазок, без компьютеров и испытаний в аэродинамических трубах.

Шведский национальный экипаж в составе Ральфа Мильда и Saab 92 был делегирован на зимние спортивные ралли, с которых вернулся триумфальным победителем.
SAAB 92

Набор высоты

В 1949 году двадцать пилотных образцов SAAB 92 сошли с конвейера, а к концу года начали обретать своих владельцев и первые серийные автомобили. С тех пор утекло много воды, но SAAB 92 шведы до сих пор считают праотцом всего современного национального автомобилестроения.

Затем были созданы спортивные модификации Standart 92 и 92 DeLuх, и начался новый этап в развитии компании. Его называют периодом экономического взлета и роста популярности. Оглушительный успех закрепила модель SAAB 96. Автомобиль принес множество наград в спортивных соревнованиях, среди которых — престижный британский этап чемпионата мира и ралли Монте-Карло.
SAAB 95

Голые факты

  • С 50-х годов прошлого века все модели SAAB «носят» бескамерные шины.
  • На протяжении двух десятилетий SAAB 96 — бестселлер компании, выпущенный в 1960 году, был лидером продаж.
  • В 1962 году модели SAAB стали комплектоваться ремнями безопасности, а чуть позже – ударопрочными дверными балками. Компания старалась активно внедрять самые новые технологии автомобилестроения в свои шедевры.
  • 1968 год стал важным этапом в истории компании: SAAB 99 снискал славу самого безопасного европейского автомобиля.
  • В 1976 году с конвейера сошел миллионный по счету SAAB.
  • В 1989 году гигант General Motors приобрел контрольное количество акций шведской компании, и это стало началом конца SAAB. Спустя восемь лет новые владельцы предлагают компанию на продажу и ведут переговоры со многими концернами – от BMW до китайской «Панды». Договориться не удается, и кризис больно бьет по автомобилестроению: убытки стремительно растут, и в декабре 2011 года шведский суд признает SAAB банкротом.

SAAB полный логотип
Так заканчивается удивительная история взлета и падения уникального предприятия, которое всегда поражало своих поклонников феноменальным умением совмещать красивое и технологичное. Эта способность знакома миру, как шведский промышленный дизайн. Он удачно сочетает в себе функционал с эстетикой, национальные особенности с мировыми тенденциями. Это о нем на разных континентах говорят: «Сделано с умом!».

Шестьдесят с лишним лет назад команде Гуннера Люнгстрема впервые удалось соединить мощь двигателей, реактивную динамику и безопасный комфорт. В этом шведов, по их собственному мнению, и в новом тысячелетии так никто и не смог превзойти.