В Швеции установлена социал-демократическая или солидарная модель социальной защиты населения, где у государства ведущая роль. Задачей государства считается создание условий для всеобщей занятости, выравнивание и стабилизация доходного уровня населения. Социальные сферы финансируются за счет довольно развитого экономического сектора государства и высокого уровня налогообложения.
В ВВП Швеции часть государственных расходов достигает 66% (Финляндия – 56%, Дания -61%).
Львиная часть этих расходов идет на финансирование статей социальной направленности. За счет трансфертных платежей идет перераспределение национального продукта для малообеспеченных граждан страны. Применение действенных средств минимизирующих безработицу таких, как постоянный поиск работы, быть готовым принять предложение на работу или мероприятия проводимые рынком труда и т.д.
Принятое в 1862 году шведское законодательство по местному самоуправлению о разделении светских и церковных дел, работает и сегодня. Церковь занята церковными делами в пределах своих приходов, для местного управления созданы сельские и городские муниципальные образования – коммуны. Региональный уровень представляют ландстинги. На коммуны возложены функции социального обеспечения шведских граждан (соцпособия, попечительство и опека, молодежные программы и т.п.) образование, экология и т.д. В последние годы на них возложена обязанность по адаптации беженцев и эмигрантов, прибывающих в Швецию, на эти цели они получают компенсацию от государства.
Круг обязанностей у ландстингов уже, но, тем не менее, они отвечают за здравоохранение и региональное развитие в том числе за работу стационарных и амбулаторных лечебных учреждений. Расходы коммун и ландстингов очень большие – составляют 20% ВВП государства. Источником доходов ландстингов и коммун – подоходный налог с населения. В течение последних десятилетий этот налог постоянно растет в 1970 году 21%, а в 2007 уже 31, 5%, при этом в доход коммун идет 20,8%, бюджет ландстингов равен 10,8%. Всем жителям страны гарантируются социальные льготы, даже если они не работают и не платят страховые взносы.
Пенсионная система Швеции дает право на пенсию в возрасте 61-67 лет. Пенсионное обеспечение имеет следующие составляющие: государственная пенсия, пенсия от работодателя, профессиональная пенсия и личные пенсионные накопления. Право на государственную пенсию наступает по достижении 65 лет, она зависит от дохода. Небольшая ее часть считается базовой гарантированной пенсией, она выплачивается людям доходы, которых были малыми и тем, у кого их не было.
Социальное страхование один из элементов социального обеспечения в Швеции. Оно предусматривает следующие виды страховки: страхование родителей и по болезни (пособие родителям и пособие на случай болезни, обязательное стоматологическое и медицинское страхование и т.д.), систему народных и дополнительных пенсий. Все жители страны независимо от национальности с 16 лет регистрируются в одной из контор социального страхования. Социальное обеспечение и уход за инвалидами, престарелыми и психически больными возложен на муниципальные образования.
В основе здравоохранения для всех жителей страны заложены равные условия и доступность получения медицинской помощи. В настоящее время главным направлением медицины Швеции стал не лечебный процесс, основной упор делается на профилактику заболеваний.
Социальный пакет предусмотрен не только для жителей государства. Для беженцев и эмигрантов есть блок бесплатных социальных благ (медицинское обслуживание, учеба и т.д.). Любой житель страны с 18-летнего возраста вправе получить материальную помощь (на продукты питания, обувь и одежду, оздоровление и гигиену и пр.), если его доходы не превышают государственную норму.
Государство взяло на себя обязательство обеспечить своим гражданам безопасность и защиту в критических ситуациях, руководство и организацию берет на себя. В Швеции с момента рождения и до последнего дня о жителях беспокоится государство.
Автор статьи — опытный самостоятельный путешественник, предпочитающий всем остальным странам Северную Европу, Скандинавию.