Когда я после прочтения первой книги трилогии Стига Ларссона «Миллениум» — «Девушка с татуировкой дракона», стала советовать её друзьям, на меня свалилась тяжёлая ноша отвечать на резонные в общем-то вопросы о жанре книги. Что это, журналистское расследование? — спрашивали меня. Детектив? Роман о любви? Триллер? Нет, не совсем, то есть, конечно, да, и это тоже, — мямлила я в ответ. И просила просто мне поверить: не волнуйтесь, вам понравится, книги Ларссона всем нравятся.
Начало романа, правда, захватывающего чтения не предвещает. Не я одна замечала, что в «Миллениум» втягиваешься не сразу, постепенно. Сначала кажется, что персонажей слишком много и детективная завязка какая-то запутанная. Многие отмечают, что роман перегружен деталями, бытовыми подробностями. Однако проходит совсем немного времени и от книги уже не оторваться. К стилю повествования привыкаешь буквально за первую дюжину страниц.
Предупреждаю сразу: перевод названия первой книги совершенно не соответствует той идее, которую вложил в название автор. Оригинальное название романа — «Мужчины, которые ненавидят женщин». Как становится понятно позже, именно это посыл, основная проблема автора и попытка её осознать и разрешить. Но под «Девушку с татуировкой дракона» иллюстрации можно нарисовать гораздо ярче, и вообще это название более продающееся. Из-за этого читатель в романе сначала акцентирует своё внимание не на том персонаже.
И вот я уже следую за Микаэлем Блумквистом на беседу с отошедшим от дел магнатом шведской промышленности. Крепкий ещё старик нанимает Блумквиста, которому именно сейчас очень кстати профессиональная передышка, формально писать историю семьи Вангеров, а на самом деле расследовать убийство, совершённое на изолированном острове 40 лет назад. Награда более чем щедра, никаких обязательств, и практически неограниченные средства на накладные расходы. На таких условиях и я бы согласилась искать убитую девушку.
Расследование, конечно же, проводилось, и самым тщательным образом. Дело, в котором заинтересован один из самых влиятельных в шведской экономике людей, не могло быть плохо расследовано. И тем более сегодня, через 40 лет после происшествия, загадка кажется неразрешимой. Ни тела убитой, ни преступника в своё время так и не нашли.
Но нет ничего невозможного для целеустремлённого человека, и потихоньку появляются зацепки, ведущие к разгадке страшной тайны. Правда, одна голова хорошо, а две лучше – и вот уже в помощницах у Блумквиста появляется Лисбет Саландер – девушка с татуировкой дракона, осы, и ещё многих других по всему телу.
Лисбет Саландер – второй главный персонаж книги, а точнее и всей трилогии Ларссона «Миллениум». О ней надо рассказывать отдельно. Человек, презирающий общество, находящийся почти со всеми окружающими её людьми в непрерывной конфронтации, лучший в Швеции хакер и гениальная сыщица, способная разузнать о человеке любую его тайну, а тайны, как известно, есть у всех.
Лично я во время чтения книги несколько раз меняла «подозреваемых». И даже после того, как выясняется ответ на сакральный детективный вопрос «кто убил», роман продолжает жить своей жизнью – Микаэль Блумквист занимается своим журналистским расследованием, Лисбет Саландер влюбляется, а многие другие персонажи продолжают существовать даже не зная, чем всё закончилось «там, на острове».
Именно такой прозы, умеющей не остаться прикованной к жанровым сеткам, так долго не хватало современному читателю. Это, на мой взгляд, и объясняет сногсшибательный успех книг Стига Ларссона. Жаль только, сам писатель не успел познать и почувствовать его в полной мере.
В заключении хочу сказать, что удовольствие от «Девушки с татуировкой дракона» получила огромное. Очень хочется теперь побывать в Стокгольме, город в романе выглядит удивительно живым. Уже читаю вторую книгу «Девушка, которая играла с огнём».
Рекомендую всем к обязательному прочтению!
Выпускница факультета филологии и журналистики Самарского университета, книжный блогер, автор статей в различных изданиях, увлечённая путешественница.