Девушка с татуировкой дракона

LarssonEnglish

Удивительно, но пока ларссономания добралась до России, прошло немало времени. Все скандинавские страны, а также центральная Европа уже несколько лет подряд зачитываются трилогией Стига Ларссона «Миллениум». На исторической родине писателя уже успели снять три фильма по мотивам книг, Голливуд снимает свою версию, а в России мы только сейчас, в начале 2010 года, узнаём о самом продаваемом европейском писателе.

Лично я, когда узнал о том ажиотаже, который творится вокруг этих книг, в силу скептического отношения ко всему происходящему, сначала сильно сомневался, стоит ли читать этот мейнстрим. Но когда всё же собрался, первая книга трилогии, «Девушка с татуировкой дракона», превзошла все самые серьёзные ожидания.

Предупреждаю сразу: перевод названия первой книги совершенно не соответствует той идее, которую вложил в название автор. Оригинальное название романа «Мужчины, которые ненавидят женщин». Как становится понятно позже, когда берёшься за следующие его книги, это именно посыл, основная проблема автора и попытка её осознать и разрешить. Но под «Девушку с татуировкой дракона» иллюстрации можно нарисовать гораздо ярче, и вообще это название более продающееся. Из-за этого читатель в романе сначала акцентирует своё внимание не на том персонаже.

Сюжет на первый взгляд сложен. Всё начинается с неразрешимой загадки: уже 40 лет стареющий, отошедший от дел промышленный магнат Хенрик Вангер получает от неизвестного отправителя один и тот же подарок.  Это бабочки — символ, уходящий своими корнями на те же 40 лет назад, связанный с исчезновением и предполагаемой смертью его племянницы, Харриет Вангер, которую Хенрик очень любил.

Исчезновение девушки связано с рядом удивительных и необъяснимых обстоятельств. Ни полиция, ни Вангер, один из богатейших людей Швеции, со всеми своими возможностями и влиянием, так и не сумели понять, что на самом деле случилось – девушка как будто просто растворилась в воздухе. Тело не было найдено, не обнаружилось и никаких следов, кроме таинственного подарка на день рождения Хенрику из года в год.

Мотивов и подозреваемых в преступлении более, чем достаточно: Хенрик Вангер готовил себе в лице племянницы замену, игнорируя многих других родственников, претендующих на пост главы концерна. Надо сказать, что семейство Вангер не отличалось ни порядочностью, ни разборчивостью в средствах. Встречаются там и убеждённые нацисты, и садисты, и алкоголики. И тем более горько и сложно было принять всесильному магнату исчезновение племянницы – одной из немногих разумных и порядочных его родственников.

На старости лет, понимая, что другого шанса уже может не быть, Хенрик Вангер предпринимает последнюю попытку добраться до правды в этой истории. Он нанимает опального, после проигранного в суде дела о непрофессионализме, журналиста Микаэля Блумквиста, не ограничивая того в средствах и обещая серьёзную награду, но почти не надеясь на успех.

Несколько другими путями, в качестве помощницы Блумквисту, в детектив входит Лисбет Саландер – девушка с татуировкой дракона. Личность абсолютно асоциальная, официально нуждающаяся в опекуне умственно отсталая. По факту, хакер от Бога, специалист по добыванию информации там, где отступают опытные и прожжённые детективы, человек, умеющий за себя постоять в любой ситуации. Личность дикая и неимоверно сложная.

Расследование дела о исчезновении Харриет Вангер сближает переживающего кризис среднего возраста журналиста Микаэля Блумквиста и молодую хакершу Лисбет Саландер, круг общения которой можно пересчитать по пальцам одной руки. Вместе они находят несколько ниточек, способных привести к разгадке этого странного и, как оказалось, страшного дела.

Можно ли назвать этот роман «Девушка с татуировкой дракона» детективом? Триллером? Книгой о любви? Остросоциальным произведением о политике и экономике? На все эти вопросы ответ один – да, несомненно. Стигу Ларссону удалось соединить в своём романе казалось бы несоединимые жанры, органично переплести несколько сюжетных линий, показать жизнь современной Швеции, как срез европейского общества в целом и развлечь детективной интригой.

Именно такой прозы, умеющей не остаться прикованной к жанровым сеткам, так долго не хватало современному читателю. Это, на мой взгляд, и объясняет сногсшибательный успех книг Стига Ларссона. Жаль только, сам писатель не успел познать и почувствовать его в полной мере.