Традиционно шведский дизайн предполагал строгость и функциональность: четкие линии, мрачноватые оттенки или светлые тона, практичность в использовании. Действительно, в прошлом столетии, вплоть до 90-х годов, идея о красоте подчеркнуто простых, качественных и удобных вещей для населения была популярна и определяла развитие прикладного искусства Швеции. Однако большинство молодых и талантливых дизайнеров предпочитают сейчас яркие декоративные элементы, бросающие вызов стереотипным представлениям об украшениях.
Современное декоративно-прикладное направление в шведском искусстве переживает подъем, чему в огромной степени способствовало творчество художницы Сандры Аль, одной из первых, кто шагнул за рамки традиционного стиля. Она вдохновила целую когорту последователей, преимущественно молодых, пересмотреть общепризнанные художественные представления о форме и дизайне, используя в своих стеклянных и керамических изделиях такие провокационные детали, как элементы комиксов, бантики, цепочки. Главное стремление – не сломать стереотипы, а рассказать что-то своими изделиями, вызвать эмоциональную реакцию.
Одной из причин такой восприимчивости к новому среди молодых шведских дизайнеров – это стиль обучения в художественных ВУЗах, когда поощряется поиск творческой индивидуальности, а традиционные взгляды в области использования материалов и техник работ не являются догмой. Молодые люди выставляют свои работы вместе с именитыми дизайнерами на конкурсах и выставках, которых довольно много, проводятся они регулярно и являются очень посещаемыми и востребованными. При этом не всегда в качестве награды выдается денежная сумма – таковой может быть и возможность выставлять свои работы в Швеции и за рубежом в течение длительного времени.
Заявить о себе есть возможность и у начинающих модельеров – расписание стокгольмской модной недели всегда содержит пункт о презентациях пока неизвестных марок. Например, Сандра Баклунд, национальная гордость, мастер вязаной одежды, открыла свое призвание, будучи еще студенткой. Свою первую персональную коллекцию она представила в 2003 году. Творения ее уникальны и воспринимаются как произведения искусства.
Любопытные новинки может продемонстрировать Шведская школа текстиля. Экологическая шведская мода побуждает создавать модели из органических тканей, вырабатываемых только из натурального сырья, без нанесения вреда животным и при полном отказе от хлорного отбеливания и использования других химических реагентов. Экоткани далеко не всегда доступны, поскольку только начинают появляться, однако есть дизайнеры, работающие только с ними. Например, Йоханна Гофрин, создавшая в Швеции рынок экологической одежды. Она открыла первые «зеленые» бутики Ekovaruhuset в 2004 году в Стокгольме и в 2006 году в Нью-Йорке. Теперь экомода так же актуальна и востребована в Швеции, как здоровая еда, экологически чистый транспорт и вторичное использование отходов.
На сегодняшний день шведский стиль не просто завоевал мировую известность, он стал международным. Шведская мебель изготавливается для Angelo Cappelini, одежда для Sergio Tacchini, а светильники для Moooi. Шведские дизайнеры и архитекторы приглашаются для воплощения индивидуальных и совместных проектов, касающихся строительства домов, проектирования квартир и студий, создания мебели, коллекций одежды и аксессуаров.
Продвижению шведского стиля на мировом рынке способствовали не только талант и трудолюбие самих дизайнеров, но и поддержка со стороны правительства. 2005 год был объявлен годом дизайна. Это была возможность продемонстрировать самые новаторские направления. Среди особенностей, характерных для национального стиля, выделяются необычайное многообразие и размытость границ между модой, изобразительным искусством и искусством прикладным. Государство выделило средства на организацию национальной школы по изучению дизайна, и в 2007 году в Стокгольме был открыт НИИ на базе Королевского технологического института.
Шведы не только славятся количеством знаменитых дизайнеров, но и являются самыми активными потребителями эксклюзивных дизайнерских вещей. Считается, что на украшение жилья и ремонт шведы тратят гораздо больше денег и времени, чем представители других наций. При этом приобретать понравившиеся вещи в Швеции принято по приемлемым ценам. Однако продукт должен иметь не просто хорошую цену, отличное качество и внешность, радующую глаз. Он должен нести еще и коммуникативную функцию, то есть иметь собственную историю.
Возможно, вещь создавалась из ненужных фрагментов, но в умелых руках превратилась в шедевр. Ведь шведское население так ценит возможность вторичного использования любого сырья. А может быть, для ее изготовления использовались методики, традиционно считающиеся неприемлемыми? К примеру, любому мастеру известно, что керамику нельзя перегревать. Однако Густаф Нурденшёльд, шведский художник, знаток искусства создания керамики, может предложить изделие, созданное с помощью сварки, которое обязательно привлечет внимание и даст повод поговорить о нем.
Сторителлинг (рассказывание историй через продукт) встречается сейчас во всех дисциплинах шведского дизайна, даже промышленного. Ведь коммуникация является неотъемлемой составляющей качества жизни. Гуманистические и эмоциональные ценности, привносимые в продукт, особенно важны в однообразном мире предметов быта, они вдыхают в вещи душу и делают их необычными, живыми и говорящими. Это и есть главная и неповторимая составляющая шведского стиля.
Автор статьи — опытный самостоятельный путешественник, предпочитающий всем остальным странам Северную Европу, Скандинавию.