Степень популярности шведской компании ИКЕА невозможно недооценить: около трехсот магазинов в различных странах Западной и Восточной Европы, Америки и Азии, восемьдесят девятое место в обширном списке наиболее популярных брендов планеты! Основатель компании – 86-летний Ингвар Кампрад назван одним из богатейших людей мира.
Собственно, не зря среди аналитиков рынка европейских брендов распространена шутка о том, что время отсчета истории компании стоит начинать со дня рождения Ингвара, а не с 43 года прошлого века, когда впервые появилось название ИКЕА. Это акроним: ИК — инициалы основателя компании, ЭА – напоминание о ферме Эльмтарюд и городке Агуннарюд – местах, где прошло детство Ингвара.
Сегодня историю развития ИКЕА, предложившей миру немало революционных открытий в сфере маркетинга, изучают студенты ведущих университетов. И сложно поверить, что сам Ингвар Кампрад никогда не имел высшего образования.
Ингвар Кампрад
Биография Компрада полна парадоксов. Первую свою прибыль он получил в пятилетнем возрасте, торгуя недорогими спичками. Компания ИКЕА появилась, когда Ингвару едва исполнилось 17. До сих пор он, обладая состоянием 3 млрд долларов, нередко пользуется услугами общественного транспорта, останавливается в трехзвездочных гостиницах и предпочитает скромные обеды в недорогих ресторанчиках, полагая, что подобные шаги помогают лучше понять людей, для которых и создаются мебель и сопутствующие товары от ИКЕА..
Возможно, именно благодаря искреннему стремлению до самых неожиданных мелочей понять потребности потенциальных клиентов и заключается основной секрет успеха компании. Приходя на очередной, еще не освоенный рынок, команда ИКЕА до мелочей изучает запросы, материальные возможности будущих покупателей, национальные традиции и даже кулинарные предпочтения. И поэтому каждый поход в магазин ИКЕА превращается в маленький праздник: волшебные интерьеры, детская площадка, где родители могут смело оставить ребенка на время своего путешествия по просторам ИКЕА, недорогие бистро.
Еще одно золотое правило от ИКЕА: даже временные трудности воспринимать, как удачную возможность для переосмысления стратегии развития. Именно таким образом компания смогла сделать ряд просто-таки революционных открытий.
Революционные преобразования
В 1969 году Компрад принимает неожиданное для всех решение о создании крупного распределительного центра в небольшом, малонаселенном, а потому, с точки зрения маркетологов того времени, — бесперспективном городке Эльмхульте. Но именно в это время в Дании начиналась эпоха частных автомобилей, и предложение кроме недорогой мебели, в качестве бонусной покупки приобрести еще и крайне дешевые багажники для авто, сделало свое дело… В день открытия магазина посетителей оказалось не много, а слишком много. Завезенного в магазин товара явно не хватало на всех желающих, и в экстренном порядке для посетителей были открыты двери склада. В первый же день объем продаж превзошел все ожидания.
С тех пор помещения магазинов компания использует в качестве выставочного павильона, где мебель и сопутствующие товары расставлены в идеальном порядке, образуя причудливые и заманчивые интерьеры, позволяющие увидеть каждый предмет в наиболее выигрышном свете, максимально оценить его преимущества. Сам же товар отпускается со склада в разобранном виде в удобных для перевозки плоских упаковках, что тоже стало невиданным новшеством. Ведь когда-то мебель было принято собирать в магазине и уже в таком виде доставлять клиенту. Не удивительно, что подобный способ доставки приносил немало проблем.
Любопытна и история, произошедшая в начале пятидесятых годов, когда низкие цены, заявленные ИКЕА, вызвали протест шведской ассоциации мебелеторговцев. Результатом стал бойкот и поставщиков древесины, не желавших ссорится с большинством постоянных заказчиков. Однако команда ИКЕА приняла решение о покупке отдельных комплектующих в Польше, что по тем временам так же казалось невероятно смелым шагом. Таким образом, в европейской практике появился один из первых опытов удешевления производства за счет выноса его за пределы страны.
Сегодня ИКЕА осваивает новые горизонты и продолжает радовать очередными находками. Уже объявлено о предстоящей презентации каталога ИКЕА-2013, — в новом неожиданном формате, описывающем ее традиционно недорогие и всегда оригинальные товары, созданные для дома, для уюта, для хорошего настроения.
Автор статьи — опытный самостоятельный путешественник, предпочитающий всем остальным странам Северную Европу, Скандинавию.