В мире существует два типа людей: те, кто не боится изобрести другой велосипед, и все остальные. Десятки лет весь цивилизованный и не очень издательский мир полагал, что получить прибыль от выпуска печатной продукции возможно лишь путем прямой продажи ее читателю. До тех пор, пока в 1992 году Роберт Браунерхайльм и Пер Андерсон, пара молодых и энергичных шведских журналистов, не придумали совершенно иную концепцию — раздавать газету бесплатно. Ежедневное издание с уклоном в информационном направлении должны были финансировать рекламодатели.
Но мир не сразу вздрогнул от переворота с ног на голову всего медийного бизнеса. Долго и неудачно шведы-новаторы искали инвестора, пока их не поддержал Ян Штенбек, знаменитый телевизионщик и президент MTG. Эта компания всегда охотно откликалась на новые предложения рынка и проявляла неподдельный интерес к изобретателям велосипедов в разных бизнес-отраслях.
Первая ласточка
В 1995 году, спустя целых три года после зачатия, идея Андерсона и Браунерхайльма наконец-то увидела свет: 13 февраля подземка Стокгольма запестрела первым номером ежедневного «Metro» в руках пассажиров. Неутешительные прогнозы коллег и конкурентов о жизнеспособности новорожденного потерпели крах. Уже через год издание не просто стало лидером по числу читателей – не столь удивительный факт при бесплатной раздаче прямо в руки, но и рекордсменом по объему продаж рекламных площадей.
Открытие Америки
Детище встало на ноги и окрепло за пару лет в родном климате, и уже в 1997 году первые газеты в утренний час пик начали получать пражские пассажиры метро и водители, стоящие в пробках. Затем была Венгрия, Нидерланды, а в начале нового тысячелетия шведское медиа-чудо перебралось через Атлантику и познакомилось с канадскими, американскими и чилийскими читателями. Московский запуск стокгольмского феномена, случившийся 2 марта 2009 года, назвали одним из самых успешных за время развития Metro International. Этот ежедневник через полтора года после старта в столице России стал самым крупным информационным в стране по числу читателей.
Голые факты
Metro International – участник Книги Рекордов Гиннеса, как самое крупное в мире медиа-издание по числу читателей.
Ежедневная аудитория газеты в мире – почти двадцать миллионов человек, 70 процентов из которых — до 45 лет.
Сегодня ежедневник выходит более чем в 20 странах мира на 15 языках.
Около 150 городов на планете каждое утро начинают с чтения газеты «Metro», которую предлагают более двух тысяч распространителей.
Дважды в год редакция «Metro» приглашает мировых звезд первой величины стать на один день глобальным редактором крупнейшей в мире газеты. Первой была Lady Gaga, номером два — Karl Lagerfeld.
Есть, правда, в идеальной бочке меда, которой наслаждается читающий гиннесского рекордсмена цивилизованный мир, крохотная ложечка дегтя. Известно, что медиаконцерн UNT с бесплатной газетой «18 minuter» взял да и выбил казавшуюся столпом незыблемости «Metro» с информационно-рекламного рынка шведского города Уппсала, доказав, что не существует правил без исключений. Даже если это самые крупные медиа-правила в мире.
Автор статьи — опытный самостоятельный путешественник, предпочитающий всем остальным странам Северную Европу, Скандинавию.